Рекомендации для родителей по формированию словарного
запаса
по лексической теме «Домашние животные».
Лексический
материал:
Предметы: названия животных, их детенышей; стадо, пастух, ферма, конюшня, сено,
трава, луг, хлев; запасы, пойло; части тела животных.
Действия: пасутся, щиплют, жуют, ржет, хрюкает, мычит, блеет, мяукает, лает,
скачет, перевозит, сторожит, охотиться, кусается, бодает, царапается, зимовать,
питаться, запасать, кормить, поить.
Признаки: теплый,
толстый, густой, сторожевая, охотничья, пожарная, злая, санитарная, рогатая,
лохматая, бодливая, домашняя, породистая.
Родителям рекомендуется:
— обсудить
внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит
кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д.;
— поговорить
о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются
домашними;
— рассматривать иллюстрации.
- играть в
речевые игры.
Развитие
мелкой моторики: «Кто
же это?».
Отгадайте, кто же это? Загибают
по одному пальцу на обеих
Уха два, а
рожек нету. руках на каждое выделенное слово.
Есть короткий толстый хвост,
Есть холодный черный нос,
Есть четыре сильных лапы,
Очень сильных, как у папы.
И ещё хочу сказать:
Очень умные глаза.
Я бы угадать бы смог! Машут рукой.
Кто же это? Мой щенок! Пожимают
плечами. Прижимают руки к сердцу.
Речь с
движением: «Игра
в стадо».
Мы вчера играли в стадо, и рычать
нам было надо. Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Мы рычали: «Р-р-р!» Встали, сделали «коготки» из пальчиков.
И мычали: «Му!» Сделали «рожки».
По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!» Встали на четвереньки.
Не слыхали замечанийАнны Николаевны. Опять идут по кругу.
А она сказала строго: Останавливаются.
- Что за шум такой у вас?
Я детей видала много – таких вижу в
первый раз. Слова логопеда.
Мы сказали ей в ответ: Стоят в круге.
- Никаких детей тут нет! Отрицательно кивают головой.
Мы не Пети и не Вовы – Загибают пальцы.
Мы собаки Встали на четвереньки.
И коровы! Делают «рожки».
А она в ответ: встают.
- Да что вы? Слова логопеда.
Ладно, если вы коровы, я тогда –
пастух. Дети идут по кругу друг за другом.
И прошу иметь в виду: я коров домой
веду.
Лексико –
грамматические упражнения.
1.«Кто это?»
Взрослый предлагает
ребенку назвать домашних животных.
2.«Назови детенышей».
У кошки –
котёнок; у собаки - …; у свиньи - …;у коровы - …;у козы - …;у кролика - …;у
овцы - ...; у лошади -…
3. «Один – много»:
Котёнок –
котята; поросёнок - …; козлёнок - …; жеребёнок - …; крольчонок - …; ягнёнок -
…; щенок - …; телёнок - …
4. «Назови ласково»:
Коза –
козочка; кошка -…; лошадь - …; свинья -
…; овца - …; собака - …; бык -
…; баран - …
5. «Скажи, чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Показывая
ребёнку картинки с домашними животными, задавайте вопросы:
- Чей это
хвост? (Бараний, овечий, козий, коровий, кошачий и т.д.).
- Чья это
голова?
- Чьё это
ухо?
- Чьи это
рога?
6. "Кто как кричит?"
Взрослый предлагает
ребенку сказать кто как кричит, называя действие (корова мычит, кошка мяукает и
т.д.).
7. «Отгадай
кто это?»
Взрослый
загадывает загадки.
Собака. - Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет она знать
дает. Корова. - Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. Баран. - Заплелись густые травы, Закудрявились
луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. Кошка - Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, но
с водой не знается. Коза - Идет, идет, бородой трясет, Травки просит: "Ме-ме-ме,
дай-ка травки мне-е-е". Свинья - Пятак есть, а ничего не купит.
8. Соедини
два слова в одно.
У коровы длинный хвост - она
длиннохвостая.
У кролика длинные уши – он..., у
лошади длинные ноги - она.., у коров длинные хвосты - .., у козы длинные рога -
она..., у ягненка тонкие ноги - он.., у котов длинные усы - они.., у собаки
длинная шерсть - она..., у щенка короткие лапы - он.., у быка громкий голос - ....,
у котенка острые зубы -
он...
9. Назови только слова, которые
обозначают домашних животных.
Лиса, волк, собака, заяц.
Лошадь, теленок, лось, медведь.
Белка, кошка, петух.
Осел, косуля, рысь, тигр.
Сарай, корова, коза, овца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий